На электронный адрес газеты «Вечерний Карпинск» пришло тревожное письмо. Автор бьет в набат, опасаясь за здоровье и жизнь ребенка.
«Валентина Долгушева, имея на иждивении малолетнего сына Артема, не справляется с финансовыми трудностями, поэтому ее сын не получает должного питания и развития. В квартире антисанитария, перемерзшее водоотведение, холодно, потому что нет дров и угля», – читаем в письме.
Люди, знающие Валентину непонаслышке, разделились на два лагеря – на тех, кто считает, что помочь нужно женщине и на тех, кто убежден, что от такой мамаши пора спасать ребенка.
В отделении профилактики безнадзорности детей и подростков комплексного центра социального обслуживания населения рассказали, что семья Долгушевых стоит у них на профучете.
– Мы Валентину часто навещаем – консультируем, даем рекомендации, помогаем. В ноябре прошлого года и в феврале этого привезли бесплатно дрова. Помогаем и материально. Недавно она приходила, я ей даже сказала – куда можно устроиться на работу. Все, что в наших силах, мы делаем, – говорит специалист отделения профилактики безнадзорности детей и подростков.
По словам сотрудников Центра, с молодой женщиной не раз велись беседы по поводу наведения порядка в квартире и поддержания чистоты, трудоустройства, оформления пособий (которые в настоящее время она получает).
Мы решили на месте посмотреть – как живет Валентина и ее сынишка.
Двери открыла худенькая маленькая женщина больше похожая на подростка. Гостеприимно поздоровалась, пригласила зайти. Впрочем, проходить дальше прихожей особо не хотелось из-за из-за неприятного запаха, ударившего в нос.
В квартире Валентины неуютно, холодно. В коридоре на веревке сушатся детские вещи. На стареньком кресле лежит еще какое-то белье. Дверь в зал завешана покрывалом.
– Вы насчет работы? Мне бы побыстрее! Как можно устроиться к вам? – затараторила, глотая слова, мама Артемки. – Если с завтрашнего дня возьмете, то прямо завтра и приду.
Валентина рассказала, что сейчас она с Артемом на больничном, поэтому в садик ребенок пока не ходит. А холодно в квартире, потому что печка неисправна, соседская квартира пустая стоит, стена промерзает. Единственное теплое место помещение – спальня.
Разговор прервал проснувшийся малыш. Он заплакал в комнате. Мать ласково сказала, что сейчас придет и проводила нас за двери.
На следующий день, как впрочем и в последующие, Валентина Долгушева так и не обратилась в редакцию «Вечерки» по поводу работы. Автор письма знает причину: «Валентина является матерью одиночкой и не получает материальной помощи от отца ребенка. Живет исключительно на детское пособие, не превышающее 1500 рублей в месяц. Прожить вдвоем на эту сумму более чем нереально. Долгушева не работает и, по всей видимости, не стремится к изменению этого положения…».
Условия, в которых растет Артемка, хорошими не назовешь. Его мама не пьет, но соседи убеждены: ребенка нужно забирать, иначе пропадет. Фото: Юлия Пивоварова, «ВК»
Из-за отсутствия денег у мамы на оплату детсада малыш его не посещает, говорится в письме.
В дошкольном учреждении эту информацию опровергли.
– Когда не болеет, он ходит. Валентина Петровна всегда платит вовремя. В настоящее время за ней долг всего 60 рублей, – прояснила ситуацию сотрудница детского сада.
Воспитатель мальчика о своей родительнице отзывается хорошо. По ее словам, мама каждый день переодевает ребенка, внимательна к нему.
– У меня к Валентине Петровне претензий нет! Артем приходит в детский сад чистый. Он хорошо кушает, легко засыпает в тихий час. Мама всегда приносит ему что-нибудь сладкое, – говорит воспитатель.
Узнав про содержание письма работники детского сада удивились. Женщины убеждены, что Валентина находится в трудной жизненной ситуации и ей просто-напросто нужно помочь.
– Она живет бедненько, но пагубных привычек у нее нет. Во-всяком случае нами замечено ничего такого не было. Ей бы на работу устроиться! – убеждает одна из сотрудниц.
Все же, едва услышав историю семьи, одна из работниц принялась наводить справки о судьбе Артемки и при нас позвонила в отделение профилактики безнадзорности детей и подростков, а также бывшей соседке Долгушевых.
Мы стали свидетелем разговора воспитателя и бывшей соседки Долгушевых. На вопрос: «Как вы считаете, нужно помочь матери или нужно спасать ребенка?» женщина коротко, но твердо ответила: «Спасать ребенка!».
Автор обращения в редакцию, словно услышав доводы наших собеседников, замечает: «Комиссии, не единожды посещающие Долгушевых, многих факторов могут не уследить. В этом могут помочь соседи, воспитатели детского дошкольного учреждения, которое посещает мальчик и другие лица, не имеющие целей иных, кроме желания жить в здоровом обществе». Предложение в письме: либо провести с Валей очередную беседу на тему «так жить нельзя», либо «оградить Артема, пока еще относительно здорового ребенка, от неспособной к его содержанию матери».
Вале 24. Ее мама умерла, когда она была беременной. Может, поэтому не может приспособиться к жизни?...А с другой стороны – выезжать на доброте отзывчивых людей, которые приносят ей одежду для нее и сына, продукты, деньги, – тоже определенный образ жизни.
И он, похоже, Валентину вполне устраивает.
«Она не потерянный человек!»
– На днях мы ходили к Валентине, купили ей продуктов. Дома чисто, вещи постираны, дрова есть. Единственная проблема, надо придумать – куда ее устроить на работу, чтобы она успевала отводить и забирать сына из детского сада. Поможем ей написать заявление на установление отцовства для получения в дальнейшем алиментов. Будем всячески помогать, – говорит Сергей Клусов, председатель территориальной комиссии города Карпинска по делам несовершеннолетних.