Чем может обернуться добыча медной руды для Карпинска после закрытия месторождения
Один из трех карьеров. Фото: Сергей Лефлер, "ВК"
Валенторский карьер, возможно, в скором времени закроют... Но потеря рабочих мест – это не единственная беда, которой стоит опасаться карпинцам. Не исключено, в будущем город ожидает настоящая экологическая катастрофа...
Утром 25 июля на территории Валенторского карьера стояла тишина. Не было слышно ни рева моторов шагающих экскаваторов, вгрызающихся в недра земли многотонными ковшами, ни людских голосов. Попасть в «святую святых» нам удалось практически тайком. По словам нашего провожатого – работника Валенторского карьера Сергея (имя изменено – прим.ред.) на настоящий момент вся техника уже либо вывезена, либо «сгоняется» к центральным воротам карьера для дальнейшей перевозки на другие работающие карьеры. А самих работников горнодобывающего предприятия уже сокращают. Похоже, что выбрав все природные богатства, руководство ООО «ВМК» решило закрыть карьер. Оставив на месте бывшей добычи лишь горы отвалов, высотой с многоэтажные дома и сами разрезы – котлованы, глубиной не менее ста метров. Их три.
Не многие знают, что постепенно карьеры наполняются дождевой и родниковой водой, которая, при взаимодействии с оставшейся породой, образует гремучею смесь из серной кислоты и тяжелых металлов.
– Вот, например, если вода с рыжим оттенком, как во втором карьере, – объясняет Сергей, – значит в ней большое содержание железа, а если зеленая – то в ней много вредных солей меди.
По словам нашего провожатого, раньше эту «кислотную» воду откачивали насосы, поднимая воду из ям и отводя ее в специально отведенные каналы для сбора сточных вод. Сейчас насосов нет. Да и сами каналы находятся в заброшенном состоянии. Хотя в некоторых местах каналов еще виднеется откаченная вода черного цвета – можно подумать, что в канале не вода, а разлитая нефть... О том, что именно «кислотка» вредна для окружающие среды можно убедиться, пройдя в сторону очистных сооружений. Маленький островок состоявшейся еще два года назад «экологической катастрофы», расположен примерно в двухстах метрах от станции водоочистки. По словам Сергея, тогда водоотводящий канал переполнился, и часть неочищенной воды с разреза перетекла через дорогу в лес, оставив после себя участок без плодородного слоя почвы... На нем, возможно, уже никогда не вырастет трава, по крайней мере, деревья в этом месте уже засохли.
– Если руководство не засыплет разрезы, – размышляет Сергей, – рано или поздно вода, накопившаяся в разрезах, польется через край. Сначала в Симское болото, затем в реку Симку, а уже оттуда в реку Турью, которая питает Андрюшенское водохранилище. Поверьте, это мина замедленного действия. Лет через пять это непременно случится, и тогда уже не найдешь хозяев рудника, а устранение последствий экологической катастрофы ляжет на плечи местных властей.
К слову, опасения Сергея не лишены смысла и имеют право на существование. Подобный карьер с такими же экологическими проблемами уже есть в Свердловской области. Как пишет издание «НЭП,08», в поселке Левиха еще в начале 90-х годов на Левихиноском медном руднике из-за обильных снегопадов были повреждены системы энергоснабжения. В результате началось затопление подземных горизонтов. Позже сама шахта была остановлена и затоплена. В результате реакции с серосодержащими медными рудами, вода в шахтах постоянно насыщается серной кислотой и попадает в грунтовые воды, питающие местные водоемы.
Чтобы очистить эти воды используется известковый способ нейтрализации. Занимается этим компания ООО «Экология», которая ежегодно выигрывая конкурсы на право работать на объекте. В 2000-е годы из бюджета Свердловской области на закупку реагента ежегодно выделялось по 30 млн рублей. В начале 2010 года из-за ухудшения экологической ситуации сумма была увеличена почти вдвое – региональный бюджет направил на мероприятия по нейтрализации кислых вод 58,5 млн рублей. В апреле 2010 года химический анализ сточных вод, поступающих в реку Тагил с Левихинского и Карпушинского рудников, показал, что уровень железа превышает нормативы в 2 раза, марганца в 56 раз, сульфата в 3 раза, меди в 36 раз и цинка в 20 раз. После проверки прокуратура Кировграда возбудила в отношении руководства дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ «Нарушение правил водопользования».
Юрий Дегтярев, и.о. управляющего директора ООО «Валенторский медный карьер»:
– Завершение добычи руд на Валенторском медном карьере вовсе не означает, что этот объект будет заброшен. В соответствии с законодательством и проектом освоения месторождения, предприятие обязательно выполнит комплекс работ по рекультивации. Разработанный на основе гидрологических исследований, этот проект сейчас проходит согласование в государственных надзорных структурах.
Технические условия для проекта рекультивации нарушенных земель, выданные ГКУ СО «Карпинское лесничество», предусматривают, что выработанное пространство Валенторского медного карьера (включая карьеры №1, №2 и №3) общей площадью 27,67 га должно быть подготовлено для водохозяйственной рекультивации. Объем перемещаемой породы – 2350 тыс.м3. Площадь планирования скальных пород составит – 275,4 тыс.кв.м.
По проекту карьер №1 будет засыпан полностью, карьер №2 – наполовину. Кроме того, запланировано выравнивание отвалов. Все эти работы продлятся до 2015 года. В 2015-2016 одах на рекультивируемых площадях планируется выполнить биологическую часть проекта – засыпку почвенно-растительного слоя, высадку растений. После того карьер будет затоплен. При этом вода должна быть пригодна для использования в рекреационных целях, а накопленный запас воды – для пожаротушения.
В настоящее время на локальных очистных сооружениях карьера продолжают работать 6 человек. Необходимые реагенты для нейтрализации сточных подотвальных вод завезены в достаточном количестве. Для выполнения рекультивационных работ у предприятия есть вся необходимая техника.
Анна Ячменева, начальник отдела по охране окружающей среды ООО «Валенторский медный карьер»:
– По результатам исследований ФГУ «ЦЛАТИ по Уральскому ФО» вскрышные и вмещающие породы Валенторского медного карьера отнесены к 5-му классу опасности и не оказывают острого токсического действия на окружающую природную среду.
Вода внутри карьера сейчас действительно имеет пониженный рН (кислотный характер), но по мере наполнения отработанного пространства кислотность будет приходить в норму. Это связано с изменением водопритока в сам карьер. Дело в том, что руды окисляются достаточно долгий период и при наличии кислорода. Поскольку медьсодержащие рудные тела в карьере вскрываться больше не будут, поступающая вода, проходящая известняковые породы, привнесет нейтрализующий эффект. К моменту окончания рекультивации нарушенных земель вода будет иметь необходимые и требуемые законодательством показатели химического состава. На время заполнения карьера (проведения рекультивационных работ) предприятие будет проводить контроль состава накопленных вод согласно требованиям законодательства.