Юлия и Александр, молодая пара из украинского города Краматорска, пришла на пресс-конференцию в агентстве «Интерфакс-Урал», посвященную проблемам беженцев, прямо с поезда.
«Как нам подтвердить квалификацию воспитателя и медсестры?» Беженцы из украинского Краматорска консультируются у начальника отдела Департамента по труду Елены Остудиной (слева). Фото: Татьяна Шарафиева.
– Они один раз позвонили и спросили, можно ли приехать, а второй звонок был: мы едем. У них никого, жить негде, – рассказала активист-доброволец Евгения Хакимова.
Евгения стала невольным администратором группы в одной из социальных сетей где одни семьи, убегающие от войны, молят о помощи, а другие ее предлагают. Женя пристроила уже три семьи, но число желающих покинуть Украину больше с каждым днем.
Поток вынужденных переселенцев начал расти с марта и резко возрос в мае, отмечают в аппарате Уполномоченного по правам человека Свердловской области. Но точное число приехавших на Урал с Украины не известно: прибывшие из братской страны могут находиться без регистрации 90 дней.
– Только в наш город Заречный приехали уже 84 человека, – приводит данные Евгений Гришин, руководитель общественной организации переселенцев «Уральский дом». – Расселять никого не пришлось, потому что прибыли они к родственникам и знакомым.
Евгений взялся поселить в общежитие для беженцев молодую пару из Краматорска. Места в доме для приезжих есть еще максимум для двух-трех семей.
Тем из приехавших, у кого в области нет ни родни, ни друзей, устроиться в регионе не так-то просто.
Для бывших жителей Украины есть несколько способов легализоваться в России. Они могут подать ходатайство на присвоение статуса беженца, попросить временное убежище, стать участниками госпрограммы по переселению соотечественников из-за рубежа.
Но все эти варианты затратны по времени и требуют соблюдения жестких условий. В Свердловской области сегодня только два гражданина имеют статус беженцев – из Грузии и Судана. Ни одному из 11 человек, кто с начала года обратился с ходатайством, статус «беженец» пока не присвоили.
«Временное убежище попросили более 70 семей с Украины. Каждый случай рассматривается индивидуально. Бывает, даже членам одной семьи могут быть присвоены разные статусы», – привела примеры «поворотов» закона юрист правозащитной сети «Миграция и право» Ирина Некрасова. Временное убежище получили к 1 июня лишь 8 украинских семей.
Послаблений в миграционном законодательстве для приезжих пока нет. При этом и квота на число временно проживающих трудовых мигрантов, определенная региону, у нас в области выбрана еще в январе – желающих работать в Свердловской области немало.
Переселенцы из Краматорска – мама, воспитатель детского сада, и дочка, медсестра (в семье двое детей 7 и 4,5 лет), сообщили, что ждут решения своей участи с конца мая. «Обратились в миграционную службу Екатеринбурга, там сотрудница заявила, что уходит в отпуск на два месяца. Потом (уже с участием журналистов – ред.) написали необходимые заявления, но сколько ждать ответ – непонятно. А жить нужно здесь и сейчас», – прозвучало на встрече.
Пока наиболее верным способом остаться в России для украинцев остается получение патента на трудовую деятельность. По данным УФМС, с начала года за патентом обратились уже 509 человек (год назад на тот же период было 199).
Среди оформляющих патент есть и те, кто давно живет в России, но боится возвращаться в города, где стреляют, или не хотят попасть под призыв, есть и те, кто приехал за тысячи километров на Урал ради спасения жизней — детей и своих.
В то же время, как сообщила начальник отдела организации трудоустройства Департамента занятости населения региона Елена Остудина, представители уже 44 предприятий заявили о готовности принять на работу более 540 человек из братской страны. У многих из работодателей предложения подкреплены обещаниями предоставить общежитие семьям новых работников. «Требуются монтажники, штукатуры, арматурщики, инженеры-конструкторы, врачи, учителя», – привела примеры заявок специалист Департамента.
Пока «государство думает», как выразилась о необходимых изменениях в ужесточившемся миграционном законодательстве Татьяна Мерзлякова, региональный Уполномоченный по правам человека, роль скорой социальной, психологической да и просто житейской дружеской помощи украинцам берут на себя общественники.
Расселением приехавших людей занимаются сегодня «Красный Крест», МЧС, региональные представительства партий и политических движений, журналисты, украинская диаспора. Много обращений в различные службы, Уполномоченному по правам человека, в социальных сетях идет от обычных семей, которые готовы помочь спасающимся от военного конфликта. «Масса звонков раздается. Я бы хотела поблагодарить всех неравнодушных уральцев, кто звонит и спрашивает – чем можно помочь», – говорит Татьяна Мерзлякова.
Аппарат Уполномоченного взял на себя роль координатора, который будет убирать бюрократические баррикады и выступит посредником между теми, кто готов помогать и теми, кому очень нужна эта помощь.
По итогам встречи ее участники решили организовать оперативный штаб, куда смогут обращаться беженцы с Украины и где будут готовы проконсультировать, успокоить, подсказать, а может и сразу поселить людей, которые с детьми бегут от войны.
Как быть?
Получить консультацию беженцы с Украины могут по телефону правозащитной сети «Миграция и право» 9-912-26-24-595 (юрист Ирина Некрасова).
Узнать о том, какая помощь требуется переселенцам и предложить ее, можно позвонив по телефону 8-912-29-17-771 Евгении Хакимовой.
Справочный телефон областного Департамента по труду для беженцев с Украины (343) 312-00-18. Также они могут обращаться в местные Центры занятости.
В карпинский центр занятости, как сообщила его директор Жанна Алферова, беженцы из Украины в поисках работы не обращались.
А по данным УФМС по Свердловской области в Карпинском районе, с начала этого года в город прибыло пятеро граждан с Украины, из них один человек приехал с целью заработка, четверо – на постоянное проживание. В миграционную службу с заявлением о присвоении статуса "беженец" не обращались, но поступают звонки от жителей города, имеющих родственников на Украине, с вопросами об их переселении.