Разные источники (Википедия, Иллюстрированная краеведческая энциклопедия Свердловской области, Wikimedia и другие) заверяют, что поселок Каквинские Печи на берегу горной речки Каква был «основан зырянами, коренными жителями Урала». В причастности пермских зырян к основанию данного поселения я сильно сомневаюсь. Для такого сомнения у меня есть веские причины.
С чего бы это основателями селения на Какве были пермские зыряне, если это исконные владения вогулов (манси)? И вогулы на рубеже 19-20 веков не могли быть основателями этого селения на Какве, так как к этому времени под натиском русских промышленников они были оттеснены далеко на север.
С началом промышленной деятельности купца и горнозаводчика Максима Походяшина на Северном Урале начали заселяться русским населением реки Вагран, Турья, Сосьва, Лозьва. По их берегам выросли поселки Петропавловский, Турьинские рудники, Ивдель, Богословск. Только река Каква оставалась нетронутой. На ней долгое время не строились поселения.
В 1853 году российский ученый, путешественник, генерал-лейтенант Корпуса горных инженеров Эрнст Карлович Гофман проводил геологические исследования в Богословском округе. 29 июня 1953 г. Гофман вместе с палеонтологом М.О. Грюневальдом оправился из Богословского завода (сейчас это город Карпинск) на Конжаковский Камень. С ним было 10 проводников при 10 лошадях. К концу первого дня путешественники дошли до левого берега речки Каквы, которую они перешли у устья р.Оньша (у Гофмана – Вонтча). Здесь на правом берегу р.Оньши был куре́нь (шалаш – АМ), где экспедиция остановилась на ночлег.
5 июля, после восхождения на гору Конжаковский Камень и описания встреченных горных пород, экспедиция возвращается к Какве, к устью Оньши.
Уже 6 июля 1853 г. от устья ручья Оньша Гофман на двух заранее припасенных лодках и частью сопровождающих начинает сплав по Какве, чтобы провести геологическое описание прибрежных скальных обнажений.
Стало быть, берега Каквы в своем верховье в июле 1853 года были безлюдны, селений не было.
Только гораздо ниже по реке, на левом берегу Каквы путешественники встретили первое селение. Это было небольшое селение – Каквинская станция на пути, ведущая из уездного города Верхотурья в Богословский завод. «Каквинскъ, – отмечает Э.К.Гофман, – лежитъ при впадении маленькой речьки Весе#лой въ Какву. Шестнадцативерстный переездъ (до Богословского завода (сейчас это г.Карпинск) -АМ) идетъ почти прямо на севсръ».
Из сказанного следует вывод, что летом 1853 года берега верховьев Каквы были безлюдны, нет никакого намёка на наличия на них жилья человека.
Теперь обратимся к другому историческому документу. В 1873 году уральский историк, краевед и этнограф Н. К. Чупин издает свой труд – «Географический и статистический словарь Пермской губернии». Здесь нужно отметить, что территория бывшего Богословского горного округа тогда относилась к Пермской губернии. В этом словаре есть сведения не только о городах, деревнях и поселках, но сообщается и о заимках, хуторах, зимовьях и небольших речках губернии. О нашей Какве читаем: «На Какве всего три маленькие селения: Каквинское зимовье (это деревня Каква – АМ.), Микиткина или старое Каквинское зимовье и дер. Филькина, близ впадения Каквы в Сосву». Отметим, старое зимовье на Какве Микиткино и деревня Филькино расположены в низовьях Каквы.
В другом месте читаем: «Каквинское зимовье, малая деревня (дворов 8, кителей 29) на самом юге Богословскаго округа, на левой стороне р. Каквы. Почтовая станция Богословскаго тракта, в разстоянии от ближайших: Лобвинской в 18, от Богословскаго завода в 16 верстах. Перед станцией летом существует постоянная через Какву переправа на пароме. Весной, по причине больших разливов Каквы, переправа производится на лодках и не совсем безопасна».
Каквинское зимовье на Богословском тракте – это то самое селение Каквинск, которое находится при впадении ручья Веселый в Какву, о котором упоминал Гофман. Почтовая станция на левом берегу Каквы у Богословского (Верхотурского) тракта – это будущая деревня Каква у деревянного моста через Какву (единственный домик, оставшийся от деревни, вместе с мостом сгорит весной 2005 года от лесного пожара).
Как видим, и в «Словаре» Чупина – никакого упоминания о поселении выше Каквинской почтовой станции.
Если коренное население (вогулы) не основало поселение в верховьях Каквы до середины 19 века, то позднее оно никак не могло его основать.
Снова обратимся к истории.
В начале 1891 года император Александр III подписал именной высочайший указ о начале строительства первого этапа Транссибирской железной дороги. Для прокладки этой дороги нужны были в большом количестве рельсы, нужен был завод по их выпуску. Этот завод было решено возвести на Северном Урале, на территории Богословского горного округа.
В сентябре 1893 года Управляющий Богословским горным округом А.А. Ауэрбах выбрал площадку для завода вблизи реки Каквы, в 9 верстах от её устья.
Завод был заложен 29 мая 1894 года и был назван Надеждинским в честь владелицы округа Надежды Михайловны Половцовой – супруги действительного тайного советника, члена Государственного Совета А. А. Половцова. Вокруг строящегося металлургического завода возводится и населенный пункт, который тоже был назван Надеждинским (сейчас это г. Серов).
Уже 15 сентября 1896 года Транссибу была сдана первая партия в 500 тыс. пудов высококачественных рельсов.
И хотя Богословский горный округ был пионером в применении кокса в металлургии (использовали угли Кузбасса), древесный уголь оставался главным топливом старых и новых заводов. Новый металлургический завод тоже работал на древесном угле, который вырабатывался на сотнях участках поблизости от завода.
К началу ХХ века леса, пригодные для получения древесного угля, вокруг Надеждинского металлургического завода заметно поредели. Нужно было срочно найти новые лесные участки углежжения, древесный уголь которых обеспечил бы бесперебойную работу завода.
Естественно, первые взоры были обращены на нетронутые леса в верховьях Каквы. По реке Какве можно было сплавлять лес прямо в заводские ворота, без затрат средств на транспорт, а возле завода – выгружай прибывший с верховьев реки на плотах готовый уголь или прибывшую по реке древесину, пережигай ее на уголь и пускай в домны.
Первым исследователем реки Каква был местный охотник Яков Иванович Иванов.
В 1906 г. таксаторы Вальднер и с ним Сухоруков начали визировку лесов по каквинским берегам, разбивку на кварталы и вырубку просек, чтобы упорядочить рубку лесов. После исследования верхнего течения реки Каква туда были отправлены рубщики леса и мастеровые-рабочие, имевшие опыт получения древесного угля. Эти углежоги в первом десятилетии ХХ века в верховьях Каквы выбрали на ее левом берегу, где небольшой лесной ручей, вытекающий из озера Берёзового, впадает в Какву удобный участок для получения древесного угля, нужный Надеждинскому металлургическому заводу. Здесь же они основали себе небольшое поселение. Сначала это были небольшие землянки, которые позднее заменились небольшими лесными избами. Древесный уголь получали здесь не по старинке – способом кучного углежжения, при котором был низкий выход угля, была зависимость от состояния погоды и необходимость большого уменья и опыта. На Какве, где вокруг в изобилии росли нетронутые хвойные леса, дававшие бо́льший выход угля, чем лиственные породы, применялся наиболее передовой способ углежжения: древесный уголь получали здесь в специальных печах Шварца*, стенки и свод которых выкладывался кирпичом. Полученный древесный уголь загружали в рогожные кули или в короба, сплетенных из зеленых веток ивняка, и на плотах сплавляли по Какве прямо к заводу. Короба обычно имели объем около 2,5 кубометра.
Из выше изложенного следует, что не вогулы (манси), тем более, не зыряне основали поселок Каквинские Печи. Основателями этого поселка были русские мастеровые-углежоги.
Позднее это разросшееся поселение каквинских углежогов в верховьях реки получило название «Каквинские Печи». Находится оно в 105 км от устья Каквы. Древесное углежжение продолжалось в этом поселке всю первую половину ХХ века, до 1940-х годов, снабжая металлургические печи теперь уже не Надеждинского, а Серовского металлургического завода.
Наибольшего расцвета поселок Каквинские Печи достиг в 1959 году, когда он стал центром сельского совета. С распадом СССР поселок приходит в упадок: немногочисленные предприятия закрываются, рабочее население, оставшись без работы, разъезжается, дома пустеют. В 2009 г. закрылись школа, детский сад и клуб. В последние годы своего существования в поселке Каквинские Печи располагалось лесничество и автотракторный гараж Карпинского лесокомбината.
В октябре 2014 году оставшиеся в поселке жители-пенсионеры (46 семей) проголосовали за закрытие поселка Каквинские Печи, чтобы получить жилье в Карпинске.
В сентябре 2018 года в «закрытом» поселке проживали еще 43 избирателя.
Река Каква непосредственно участвовала на рубеже 19 и 20 веков в становлении черной металлургии на Урале и продвижении России в Сибирь. Ведь Транссибирская железнодорожная магистраль (самая длинная в мире) строилась из рельсов, изготовленных на заводе, стоящий на реке Каква, и работавший на древесном угле, который выжигали из леса, росший на ее берегах.
В советское время, в начале 1930-х годов, река Каква, как и многие другие реки Северного Урала, была местом ссылки трудолюбивых земледельцев из южных областей страны. По берегам Каквы под стон и слезы голодных южан в дремучей тайне, в метель и стужу рылись землянки, которые потом заменялись небольшими домиками леспромхозов. Стране в условиях разворачивающейся индустриализации была необходима валюта. А лес в этот период составляет одну из основных экспортных статей.
Хлеборобов заставили заняться непривычным им делом, они стали лесорубами и плотогонами по Какве-реке. Сколько детей и стариков похоронили они! Сколько слез они пролили, сколько горя испытали, пока они обжились в чужом краю!
Более подробно о селениях по берегам Каквы – здесь: https://www.proza.ru/2015/12/29/1284
Печь Шварца представляет собой ящик, стенки и свод которого выложены кирпичом. Загрузка печи производится через загрузочные двери, которые после загрузки закрываются железным щитом и замазываются глиной, чтобы в печь не попал воздух; через эти же загрузочные двери производится и выгрузка угля по окончанию работы.
Дрова следует загружать в печь стоймя и возможно плотнее, хотя это часто не выполняется и ради скорости дрова загружаются лежмя. Зарядив печь дровами и закрыв загрузочное отверстие и окна, разводят огонь в топке. Этот огонь не соприкасается с загруженными дровами. Образовавшиеся горячие топочные газы, войдя в непосредственное соприкосновение с дровами, сначала подсушивают их, смешиваются с выделяющимися из дров водяными парами и вместе с ними выносятся чрез вытяжные трубы, из которых в это время выделяется дым белого цвета. Подсушка продолжается 2 дня, после чего начинается разложение дерева. Цвет дыма, выделяющийся из труб, меняется: из белого становится сначала серым, потом желтеет. Желтый цвет дыма указывает на то, что обугливание в полном ходу; он вызывается присутствием конденсирующихся продуктов сухой перегонки дерева. Процесс обугливания считается законченным, когда из труб выделяется слабый прозрачный синеватый дымок; после этого печь «кутают», т.е. закрывают топку и боровки, тщательно засыпают их землею, чтобы в печь не попал воздух, и дают остыть. Весь процесс работы продолжается около недели, причем, на подсушку уходит 2 дня, на переугливание также 2 дня, на остывание 2 дня, на выгрузку и загрузку 1 день.
Из печи, загруженной (ок. 62,5 куб.м) сосновыми дровами, получается около 46,7 куб. м угля. Следовательно, такая печь может сделать в течение месяца четыре оборота, переработать около 250 куб. м сосновых дров и дать около 194 куб. м угля (выход угля равен 77,5%).
Во время углежжения на печах Шварца из боровков выделяется смола, которую можно собрать в подставленные кадки.