Последний месяц ушедшего года запомнился очередным законодательным скандалом, каких, к слову сказать, в 2012 году было немало. Речь идет о Федеральном законе с длинным названием — «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ». Широкую известность закон приобрел благодаря поправкам, внесенным по инициативе депутатов Екатерины Лаховой («Единая Россия») и Елены Афанасьевой (ЛДПР), запрещающим усыновление российских детей-сирот американскими гражданами. Закон также запрещает вывоз российских детей-сирот в США и прекращает работу организаций, занимавшихся юридическим обеспечением этой процедуры в России, денонсирует (от фр. dеnoncer — «расторгать»: надлежащим образом оформленный отказ государства от заключенного им международного договора) соглашение об усыновлении, заключенное летом 2011 года Вашингтоном и Москвой.
Фото: http://ria.ru/
В средствах массовой информации этот документ часто называют «законом подлецов», а саму Государственную Думу — «взбесившимся принтером». И действительно, скорость принятия этого закона была поистине спринтерской. 10 декабря 2011 года законопроект был внесен в Госдуму ее спикером Сергеем Нарышкиным и за 18 дней (!) законопроект прошел все стадии обсуждения, был одобрен Советом Федерации РФ и подписан Президентом РФ В. В. Путиным.
С 1 января 2013 года закон вступил в силу, и это значит, что с этого времени граждане США не смогут участвовать в процедуре усыновления российских детей-сирот. Немного официальной статистки: только в 2011 году гражданами США было усыновлено 956 детей из России, в том числе 89 детей-инвалидов. С принятием вышеназванного закона шансы у детей-сирот попасть в американскую семью свелись к нулю.
Осталась неизвестной судьба тех детей, которые уже познакомились со своими будущими усыновителями и успели их полюбить. Непонятно было, что делать с сиротами, усыновленными американцами, но не успевшими уехать в США до 1 января.
Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов сомнений по этому поводу не испытывал: «Дети, которые были подготовлены для усыновления американскими семьями, останутся в России». А что касается детей, по которым уже было принято судебное решение об усыновлении, сказано следующее: «По этим детям будет принято решение об их усыновлении в первоочередном порядке российскими усыновителями», — подчеркнул детский омбудсмен.
Фактически Астахов (сам юрист по образованию) на всю Россию заявил, что ему под силу повернуть судебные решения вспять. Это высказывание не прошло мимо государственных чиновников, и вот — уже из-за протеста городской прокуратуры Санкт-Петербурга — трехлетний сирота Денис не мог отправиться в США в новую семью по уже имеющемуся решению суда.
Решение суда об усыновлении мальчика американской семейной парой было принято городским судом еще в декабре — до вступления в силу закона о запрете участия граждан США в процедуре усыновления российских детей-сирот. Прокуратура, пишет «Новый Регион», попыталась было опротестовать это решения, но после поднявшегося шума заявила, что мешать усыновлению не будет. Свои претензии сотрудники прокуратуры Санкт-Петербурга отозвали 22 января.
Денис появился на свет недоношенным и с целым букетом заболеваний: поражением центральной нервной системы, пороком сердца, сходящимся косоглазием, в младенчестве перенес гнойный менингит. Мать отказалась от сына после рождения. Близкие и родственники ни разу не пришли его навестить. В общей сложности российские усыновители
девять раз давали отказ от ребенка. Около года назад с малышом начали общаться супруги Петит из США. За это время Филипп и Энн так привязались к сироте, что решили официально стать его родителями и забрать к себе на родину.
...Это история только одного ребенка, у которого чиновники пытались забрать единственный шанс на достойную жизнь. Сколько таких осталось за кадром — неизвестно.
Точку в этом вопросе поставил Верховный Суд РФ. 22 января вышло разъяснение Верховного Суда РФ, касающееся усыновления сирот гражданами США. Согласно этому разъяснению дети, в отношении которых судами были вынесены решения об усыновлении гражданами США до 1 января 2013 года и вступили в законную силу (в том числе и после 1 января 2013 года), подлежат передаче усыновителям.
Что касается детей, в отношение которых процедура усыновления до 1 января 2013 года не была доведена до конца, — они останутся в России.