Занявшись ремонтом квартиры, одинокая пенсионерка выяснила, что живет в «ничейном» доме
В этом доме пенсионерке пришлось бы зимовать... Фото: Сергей Лефлер
О том, что в 65 лет она останется без жилья, станет практически БОМЖом, Людмила Яковлевна Тотменина даже не могла представить. Однако так сложилась судьба — в пенсионном возрасте ей оказалось совсем негде жить.
Двухэтажный барак на пять квартир по улице Советской, в одной из которых прописана Людмила Яковлевна, в прошлом году горел — одна половина дома пришла в негодность, в оставшейся (в двух квартирах) живут Тотменина и еще одна женщина. Назвать помещения в доме, которому более ста лет, квартирами, конечно, нельзя. Той, что на первом этаже, больше подходит слово — землянка. Заплесневевшие стены, гнилой потолок, оконные рамы, пол, полуразрушенная печь — эти условия стали для Людмилы Яковлевны родными и в тоже время, ненавистными.
— В квартире постоянный холод, влажность. Дышать невозможно, о том, чтобы снять с себя верхнюю одежду, а тем более обувь, речи быть не может, — говорит пенсионерка. — Соседние квартиры сгорели, считай, что и моя тоже...
Осилить ремонт одинокая женщина не может — размер ее пенсии не превышает даже пяти тысяч рублей. Да и здоровья нет, ведь главное, что нужно исправить, — это кровля барака. Карабкаться на двухэтажную высоту по сгоревшим доскам никто не рискнет.
Но Людмила Яковлевна надежду не теряла, решила обратиться за помощью к мэру Карпинска. После первого визита получила устный отказ. После второго письменный. «Квартира находится в вашей собственности. Ремонт за счет города невозможен», — краткое, но категоричное послание из администрации поначалу заставило женщину опустить руки.
— Как-то перечитав ответ чиновников, я поняла, что квартира не находится в моей собственности. Честно говоря, я и не помню, как стала в ней жить, документов никаких у меня нет, — говорит она.
Дело в том, что по соседству с квартирой Людмилы Яковлевны была квартира, в которой жил ее отец, ветеран Великой Отечественной войны — вроде как давным-давно бывший леспромхоз ему квартиру выделил. В права собственности ветеран так и не вступал. А, получив от государства благоустроенную квартиру, остался жить в бараке, пустив в новое жилье своих внуков-правнуков.
— Та квартира занята, они уже давно там живут, приватизировали ее, кто меня туда возьмет? — плачет пенсионерка. — Как же так, почему мне приписывают в собственность эту квартиру? Наверное, ремонтировать не хотят...
Действительно, как пояснил Александр Пильников, директор УК «Дом», если квартира находится в муниципальной собственности — город обязан ее отремонтировать, либо признать дом аварийный и предоставить другое жилье. Если все же жилье приватизировано, то ремонт ляжет на плечи хозяев.
— Нужно понимать статус квартиры, чтобы что-то предпринимать. В любом случае, если дом находится в состоянии непригодном для жилья, женщина вправе претендовать на жилье от города, — резюмировал Пильников.
За 200 рублей в местном отделении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, мы получили сведения и выяснили — квартира не находится в собственности Тотмениной. Кроме того, по словам Олега Буркова, заместителя главы администрации Карписнка по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту, энергетике и связи — муниципальным имуществом данный дом также не является.
— Получается, что дом бесхозный, — говорит он. — Раньше от предприятий давали квартиры. Предприятия ликвидированы, квартиры не были переданы ни городу, ни в собственность жильцов. Таких домов у нас мало, в основном, они остались в поселках.
Как оказалось, жильцам таких домов надеяться, по большому счету, не на что. Процедура по переводу жилых домов в муниципальное имущество очень длинная и муторная, а без нее дать квартиру, например, по социальному найму, невозможно. Отчаявшись, Людмила Тотменина вновь отправилась к мэру — на носу зима.
На этот раз, по словам женщины, глава города вел себя очень вежливо (возможно, из-за присутствия журналистов) и разрешил проблему.
— Трудная ситуация, ее нужно решать, но оставлять вас зимовать в этом доме нельзя, — сказал Сергей Бидонько. — Поэтому мы в течение нескольких дней подыщем вам комнату в общежитии. Это, конечно, не хоромы, но тем не менее...
Вот так с легкой руки главы города Людмиле Яковлевне удалось решить проблему, мучившую ее не один год. Кстати, она почему-то повела себя немного капризно, мол, не хочу, в общежитии, там одни алкоголики живут. Но позже согласилась — пусть плохонькое место, но в тепле и не на гнилых досках.